Harpegnathos venator.

 

Harpegnathos venator - муравей моей мечты.

(наблюдение)

фото с сайта www.ameisenforum.de автор: Roland Stormer

 

В самом начале моей мирмекиперской карьеры я всегда с интересом рассматривал фотографии различных тропических видов (да мне и сейчас это интересно!). Попадались и фотографии харпегнатосов, вот только какими-то странными, нелепыми и даже некрасивыми казались тогда эти муравьи. Их совсем не муравьиные глаза, гипертрофированные кривые жвалы… Ещё и опасные! Это же надо – «при укусе возможен летальный исход». В общем, заводить харпегнатосов я тогда не стремился. То ли дело – грациозные бегунки, например. А об этих даже толком неизвестно, как вообще держать дома. Удивительно, почему чуть ли не в каждом третьем профиле харпегнатосы числятся среди самых желанных муравьёв?
Но вот судьба свела меня с понерами. И я… заболел понеринами!

Понериномания – вероятно, такой диагноз можно мне поставить. Они раскрыли передо мной все тайны своей древней природы, заставили по-другому взглянуть на всех своих примитивных (нет, не примитивных, а просто других, не похожих на остальных) родственников, таящихся в глубинах почвы горных лесов, под листвой тропических джунглей. И да, оказалось, что харпегнатосы – это тоже понерины! Они стали практически муравьямимоей мечты, как здоровенный язь у одного известного рыболова. С тех пор в моём профиле на сайте тоже появилось упоминание о них, как о самом желанном виде. Желанном, но таком далёком…
Среди любителей растений существует такая «народная мудрость»: если сомневаешься в приспособленности данного вида к условиям твоей местности – оглядись вокруг. Увидел это растение? Нет? Значит, его здесь не выращивают, оно не приспособлено (хотя, это утверждение легко опровергнуть). Так, оглядевшись вокруг, я пришёл к выводу, что завести харпегнатосов хотят все, но колонии этих муравьёв нет ни у кого. Или была, но не задержалась. Значит, они не приспособлены для домашнего содержания. Хотя, попробовать хотелось бы. Ведь колонии понер, возрастом 2 года, продуцирующей крылатых особей тоже ни у кого нет!
А тут вдруг неожиданно наладились торговые отношения с Китаем, и к нам, среди первых муравьёв, стали поступать… Кто бы вы думали? Эти самые харпегнатосы. Это оказались очень сложные муравьи. Гораздо сложнее, чем понеры и уж точно намного сложнее, чем неприхотливые диакаммы (которых, если бы не отсутствие гамергата, у меня к сегодняшнему дню было бы за сотню особей). И влажность им надо поддерживать соответствующую (а какую – тоже вопрос), и кормом обеспечивать живым (обязательно живым, иначе муравьи не будут охотиться и съедят яйца), и развиваются они долго-предолго. Очень рискованно таких заводить. Поэтому мечту пришлось в себе усыпить на некоторое время.
Но пишет мне Николай-админ: «Интересно, как это ты до сих пор не запал на венаторов? Ведь о них все мечтают, а тут реальная возможность завести этих муравьёв!». На что я ответил: «Опасаюсь угробить такой ценный и редкий вид отсутствием необходимого опыта». Но получил ответ, э-э-э, что-то вроде «Не боись, прорвёмся!». В общем, я подумал, подумал, ещё раз подумал, очень хорошо подумал и согласился.
Итак, харпегнатосы начали путь в мою горную республику. Благо, путь был недолгий, и вот я уже бегу на вокзал, встречаю проводницу (которой я тоже благодарен безмерно, ведь она уже совсем привыкла к тому, что между Москвой и Владикавказом установлен своеобразный «муравьепередаточный» канал) и везу домой коробочку с драгоценным грузом.
Надо заметить, что за два дня до прибытия муравьёв я уже подготовил для них жилище. Этим домом стал бывший террариум диакамм (которые задолго до этого переехали в пробирку, ведь прироста численности так и не наблюдается), переоборудованный для нужд венаторов и дополненный новым формикарием. Переоборудование заключалось в том, что все деревянные конструкции (ветки) были убраны (при том уровне влажности, которых необходим харпегнатосам, даже древесина грецкого ореха заплесневела бы и сгнила), а на дно постелена ткань, хорошо впитывающая и держащая влагу (сверху её засыпал галькой). Лампу убрал – пишут, что харпегнатосы не любят яркий свет.
Вот такой инсектарий:
IMG_1192.JPG
Даже пальма внутри растёт! :))
Наконец муравьёв я распаковал. В коробочке оказалась пластиковая пробирка и 6 муравьёв. И ещё… ну, всякая живая и неживая гадость, прочно обосновавшаяся там в дороге, поэтому пришлось переселять сразу в формикарий, хоть это и запрещалось негласными правилами «харпегнатосоводства».

Муравьи сидели на крышке пробирки (да, эти пробирки имеют крышки с дырочками), поэтому крышку я отвинтил и поставил на арену. Перепуганные муравьи прыжками (прыжками!) переместились в угол и забились там, недовольно глядя на меня через стекло и характерно виляя брюшком. Посидев так часок, самые смелые отправились на ознакомление с местностью. Тут я как следует их и рассмотрел. Оказалось, что в этой колонии 2 матки! Вот счастье-то. И все чистенькие, без паразитов. В итоге, часа через два, все муравьи уже были в формикарии. Но они не были спокойны – постоянно двигались по камерам (камер там пять), пытались грызть стекло и гипс, в общем, вели себя достаточно буйно. К вечеру они так же метались, несмотря на то, что формикарий закрыт от света. Что же им нужно? Может, шести муравьям неуютно в таком просторном формикарии? Значит, им надо дать возможность обустраивать жилище так, как им того хочется. Для этих целей я насыпал прямо в отверстие формикария крупнозернистый песок. На следующий день формикарий изменился до неузнаваемости: лишние проходы были заделаны, щели залеплены, вход тоже закрыт. А харпегнатосы успокоились. Один даже вышел на арену в поисках пищи. Что предложить? Мраморные тараканы, говорят, не подходят – они прячутся и затаиваются. Есть сверчки-отшельники, но после летнего нашествия тетрамориумов их осталось всего 7. Эх, придётся жертвовать сверчком! Около 20 минут гонялся охотник за добычей, наконец, прыгнул, ухватил жвалами и ужалил. Сверчок перестал сопротивляться, после чего был перенесён в формикарий. Но не могу же я отдать всех сверчков! А кормить надо постоянно, это же понерины, у них благополучие зависит в первую очередь от потребления пищи. А что если кидать таракана (молодого, белого) прямо в отверстие для входа в формикарий? Сказано – сделано. Таракан, немного придавленный, внутри. Он не двигается. Видимо, «немного придавленный» - это слишком для нежного перелинявшего насекомого. Но нет, харпегнатос, которому подобает просто не заметить неподвижного таракана, хватает его и несёт в гнездо! Это маленькая победа.
С тех пор проблем с кормлением не возникает. Венаторы отлично приспособились есть тараканов, которых я забрасываю в формикарий. Главное – вовремя их забрасывать, когда старый таракан уже вынесен на арену. Поэтому, пища в формикари всегда есть. Даже если таракан брошен не придавленным, то его быстро обездвиживают (не убивают, а парализуют) и день он может храниться в таком состоянии, а муравьи его потихоньку едят. Когда пища приходит в негодность, её выносят на арену.
Проблема с увлажнением тоже решена. Раз в два дня я хорошенько промачиваю плиту формикария, арену тоже поливаю, но гораздо реже.
Сейчас у харпегнатосов уже 8 яиц, некоторым пора перестать быть яйцами (прошло более 2 недель). А значит продолжение истории этих непростых, но интересных муравьёв не за горами!

     

Самый спокойный муравей на видео (слева) - это матка. Только одна матка откладывает яйца (рабочие тоже откладывают, но эти яйца съедаются), а вторая охотится. Либо она не оплодотворена, либо просто ждёт своего часа, подавляемая феромонами основной самки.

 

Виктор Кожаев (KVA). 2012г.