В.Е. Кипятков. "Мир общественных насекомых".

 

Фрагмент
из книги В.Е. Кипяткова «Мир общественных насекомых»

 

"А вот стронгилогнатус тестацеус никогда не совершает набегов за куколками, хотя челюсти его имеют типичное для рабовладельцев строение. Дж. Лаббок, повествуя о муравьях этого вида, указывает, что «их образ жизни во многих отношениях остается до сих пор загадкой. Они тоже держат рабочих тетрамориумов в состоянии, так сказать, рабства, но как они добывают себе рабов, является вce еще тайной для нас. Они сражаются, как и полиергус, но Шенк, фон Хагенс и Форель единодушно признают, что они далеко уступают тетрамориуму — виду, отличающемуся храбростью и живущему большими общинами. Однажды Форель принес гнездо тетрамориума и поместил его вблизи гнезда стронгилогнатус тестацеус, в котором были рабы тетрамориумы. Тотчас же началась битва между этими двумя общинами. Стронгилогнатусы бодро ринулись в бой, и хотя на их стороне оказалась победа в этот день, но ею они обязаныбыли всецело рабам; сами стронгилогнатусы были почти все перебиты, энергия их атаки вначале смутила, повидимому, врагов, но тем не менее, как утверждает Форель, им не удалось убить ни одного тетрамориума. Действительно, как остроумно замечает Форель, стронгилогнатусы представляют „жалкую карикатуру" полиергусов и почти немыслимо, чтоб самостоятельно они успешно могли нападать на гнездо тетрамориумов. К тому же у стронгилогнатуса рабочих сравнительно немного».

У этих муравьев, продолжает Лаббок, «развращающее влияние рабства пошло еще дальше и отозвалось даже на их телесной силе. Они уже неспособны брать в плен своих рабов в честном и открытом бою, но они все-таки сохранили подобие авторитетности и если их задеть, будут драться храбро, хотя и бесплодно».
Откуда же берутся новые тетрамориумы в гнездах стронгилогнатус тестацеус? Оказывается, бок о бок с его царицей живет царица тетрамориумов, она и откладывает яйца, из которых появляются новые рабочие. Значит, эти тетрамориумы уже не рабы, а бывший рабовладелец стронгилогнатус находится в их гнезде на положении инквилина. Его рабочие пребывают в совершенной праздности, не выполняют абсолютно никаких общественно полезных функций и даже пищу получают только непосредственно от хозяев путем трофаллаксиса. Переход от рабовладения к инквилинизму фактически не так уж сложен: достаточно сохранить жизнь царице-хозяйке и можно больше не утруждать себя добыванием чужих куколок! Но этот путь с неизбежностью ведетк утрате ставшей излишней касты рабочих. У стронгилогнатус тестацеус и некоторых других сходных с ним видов бездельников-рабочих еще много, хотя они и малозаметны среди сильно превосходящих их по численности тетрамориумов. Но существуют и иные примеры".

 

Назад